Педагогическим работникам

ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ: ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ

Дети и подростки – активные пользователи интернета. С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве – важная задача для их родителей. Используя исследования рисков онлайн-среды и статистику работы Линии помощи «Дети онлайн», мы предлагаем Вам полезную информацию и серию рекомендаций. С их помощью Вы сможете помочь своему ребенку использовать интернет более грамотно и безопасно.

В основе рекомендаций лежит разработанная Фондом Развития Интернет классификация интернет-рисков, результаты исследования «Дети России онлайн», которое было проведено Фондом Развития Интернет по методологии международного исследовательского проекта Еврокомиссии «EU Kids Online II» (2010-11 гг.), а также обращения пользователей, поступившие на Линию помощи «Дети Онлайн».

Риски разделяются на четыре типа: контентные, коммуникационные, электронные и потребительские. Учитывая их разную природу и механизм действия, мы разделяем рекомендации в отношении каждого типа рисков.

 

Контентные риски

Контентные риски – это различные материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную,  неэтичную и вредоносную информацию. Столкнуться с ними можно практически везде: социальные сети, блоги, торренты, персональные сайты, видеохостинги и др. – фактически все, что сейчас существует в сети интернет – это виртуальное пространство риска. 

Такой контент может быть:

·                        противозаконным – например, распространение наркотических веществ через интернет, порнографические материалы с участием несовершеннолетних, призывы к разжиганию национальной розни и экстремистским действиям;

·                        неэтичным – данный контент не запрещен к распространению, но может содержать информацию, способную оскорбить пользователей. Подобное содержимое может распространяться ограниченно (например, «только для взрослых»);

·  вредоносным – такой контент может нанести прямой вред психическому и физическому здоровью детей и подростков; 

В интернете дети и подростки могут столкнуться с шокируюшей информацией. Это могут быть сайты, на которых люди обсуждают способы причинения себе боли или вреда, способы чрезмерного похудения, сайты, посвященные наркотикам, и даже сайты, на которых описываются способы самоубийства. Такая информация часто бывает заманчивой и может оказывать сильное психологическое давление на детей и подростков, которые не способны до конца осознать смысл происходящего и отказаться от просмотра и изучения сайтов с подобным содержимым. Влияние подобного рода информации на еще неокрепшую психику детей и подростков непредсказуемо; под впечатлением от таких сайтов дети могут пострадать не только в эмоциональном плане, но также прямой урон может быть нанесен и их физическому здоровью.

Более 40% детей в России сталкиваются с изображениями сексуального характера в интернете или других источниках. И каждый шестой из этих детей видит сексуальные изображения ежедневно или почти ежедневно, каждый пятый  – систематически: 1-2 раза в неделю. В странах Евросоюза эти цифры в среднем практически в два раза меньше. Данные исследования по России также показали, что младшие дети сталкиваются с сексуальным контентом реже, но при этом испытывают гораздо больший стресс: 40% детей 9-10 лет, имевшие опыт столкновения с изображениями сексуального характера, указали, что были сильно или очень сильно расстроены этим. Данные однозначно показывают, что Интернет в России по сравнению с телевизором, журналами и книгами лидирует в сексуальном просвещении подрастающих поколений. Причем большинство школьников сталкивается с сексуальным контентом случайно – во всплывающих окнах

Скачать (DOCX, 16KB)